23 июня, 2005

Прогресс или имитация?

Юрий Болдырев, 22.06.2005 (Литературная газета)

В Петербурге прошёл экономический форум. В центре была дискуссия с участием президента о либерализме и госпатернализме в экономике.

Итоги подвёл президент: либерализм – хорошо, но есть сферы, где государство самоустраняться не должно. Что ж, даже это для нашего замутнённого общественного сознания чуть ли не откровение.

Последующие события обнадёжили: на совещании президента с сельхозпроизводителями, если верить телерепортажам, договорились выработать совместный план и его реализовывать так, чтобы «никто не соскакивал». Планируется и часть сверхдоходов бюджета направлять на государственные инвестиции – тоже вроде бы то самое, о чём специалисты говорят давно. Значит, лёд тронулся?

Но кто будет проводить эту хотя бы минимально обновлённую экономическую политику – те же Греф с Кудриным и их давний наставник Чубайс? И не менее важно, кто будет контролировать расходование средств на проекты – Счётная палата, предусмотрительно уже и юридически подчинённая тем, кого надлежит контролировать?

Что у нас происходит, когда осваивается правильная риторика, но реальные цели и исполнители остаются прежними, видно на примере реализации идеи социального государства. Итак, заботимся о людях.

Начали с того, что «освободили людей от непосильного подоходного налогообложения». В результате мы – чуть ли ни единственная с виду цивилизованная страна, где бедные платят такой же (в процентах) подоходный налог, что и богатые! Да ещё и при уровне обложения малообеспеченных более высоком, нежели в большинстве более или менее развитых стран мира.

Теперь сокращаем срок исковой давности по приватизационным сделкам, якобы чтобы мы с вами не беспокоились за свои квартиры. Но ведь массовая приватизация квартир прошла около десяти лет назад – здесь сокращение срока исковой давности до трёх лет неактуально.

Ещё важнее другое: разве мы не знаем, сколько десятков и сотен тысяч человек были выброшены из своих квартир с помощью мошеннических сделок? Сколько ни в чём не повинных людей при этом скоропостижно скончались или пропали без вести? Тем, кто проворачивал и покрывал эти криминальные сделки, мы тоже должны сочувствовать и радоваться, что теперь их почиванию на неправедно нажитой собственности ничто не угрожает?

И, наконец, неужто никто не задумывается, почему закон о сокращении исковой давности до трёх лет принимается почти одновременно с новыми масштабными планами приватизации госсобственности, включая земли и леса, а также бесчисленные унитарные предприятия? И (надо же, какое случайное совпадение!) именно за три года до следующих президентских выборов…

Но «социальное государство» перечисленным не исчерпывается. Срочно избавляем народ от обложения налогами наследства и дарения. Разумеется, для счастья простых людей – «чтобы бабушки могли передать внукам садовые домики». Но спросите любую бабушку или её наследников, что для них было главной проблемой: налог на дарение или наследование (особенно если речь идёт о шести сотках и скромном домике) или же бесчисленные бюрократические препятствия переоформлению собственности?

А здесь ведь чудеса невиданные: документы о собственности, уже полученные лет десять назад, теперь недействительны – требуется переоформление, разумеется, за счёт этой самой «бабушки» или её наследников. При полном торжестве либерализма по-нашему: обмерять ваши шесть соток госорганизации не станут – пожалуйте в частную компанию, обосновавшуюся здесь же, в помещении госорганизации. И сотни долларов за полчаса работы с вас возьмут вперёд, поставив на очередь месяца на три (такие сроки в Московской области). Если в три месяца уложатся – это счастье, бывает, люди ждут и по полгода. А хотите быстрее – ещё дороже. И жаловаться некому – «частный бизнес». А на деле – принудительное перекачивание наших с вами денег в карманы ограниченного круга лиц, тесно связанных с властью.

Что же получается? То, к чему стремились на самом деле. Для тех, кто дарит или получает по наследству дворцы и имения стоимостью в сотни тысяч и миллионы долларов (не говоря уже о паях и акциях на миллиарды), заплатить две – пять тысяч долларов за то, чтобы им всё оформили и документы принесли на дом, – не проблема. Для них с необыкновенной скоростью реализуемая парламентом президентская инициатива – отмена налога на дарение и наследство – благо.

Для бабушки же с шестью сотками и для её наследников, которым, как и прежде, придётся долгими месяцами выстаивать очереди в многочисленных земельных комитетах и БТИ и за каждую справку платить большие деньги, никто и палец о палец не ударил. Более того, в условиях очевидной монополии на «услуги» по оформлению собственности после отмены налога значительная его часть попросту перекочует в стремительно растущие цены на эти самые «услуги».

…Недавно, дискутируя на тему о возможности пресечения эстрадного исполнения «под фанеру», известный певец Александр Градский предложил включить в Уголовный кодекс статью об ответственности за имитацию вокального исполнения.

Хорошо Градскому, он настоящий, ему делать вид, изображать нет нужды. Он готов к жёсткой конкуренции. А что делать нашим «чудо-предпринимателям», «суперменеджерам» и «политическим лидерам», иначе, как под «фанеру» и, разумеется, без реальной конкуренции, не умеющим?

Идея Градского, конечно, замечательная, но только напрочь выпадающая из логики всей нашей экономической, общественной и политической жизни. Ведь подобное только допусти – так можно затем дойти и до наказания за имитацию, например, управления электроэнергетикой страны. А затем и, страшно сказать, за имитацию управления государством в интересах народа.
Нет, на такую опасную дорожку наша власть становиться не собирается. Да, с другой стороны, и общество ведь не требует…

Комментариев нет: