13 декабря, 2006

Провокация как метод жизни

Юрий Болдырев, 13.12.2006 (Литературная газета)

Накануне пятнадцатой годовщины Беловежских соглашений и пятнадцатилетия СНГ мы наконец сориентировались в окружающем нас пространстве. И определились: кто нам друг, а кто – враг.

Говорят, что русские – народ неорганизованный. Пусть так, но журналисты – не чета простому народу. Только посмела белорусская администрация не допустить двоих журналистов на освещение минского саммита глав государств СНГ, как журналисты проявили небывалую солидарность: дружно отказались участвовать в мероприятии и освещать его.

Правда, заметим, что чудеса самостоятельности проявили не простые журналисты, а самый что ни есть «кремлёвский пул». Что такое этот «пул», для чего создан и какие в нём все независимые и самостоятельные, надеюсь, пояснять не требуется.

И какое совпадение: спустя всего неделю конгресс США принимает решение об ужесточении санкций против Белоруссии и об увеличении финансирования белорусских независимых СМИ. Чтобы были ещё независимее. Явственно представляю себе, как американские деньги рекой потекут в подлинно независимые СМИ, честно рассказывающие о том, как в Белоруссии не дали разворовать высокотехнологичные предприятия, как при тех же ценах на газ, что и у нас, они в отличие от наших оказываются вполне конкурентоспособными, как белорусский учитель и врач без всяких «национальных проектов» могут не стесняться своей работы и зарплаты…

В общем, спасибо заокеанским друзьям, настоящим союзникам в борьбе против белорусских притеснителей свободы.

А ведь что такое настоящие друзья, мы могли бы понять и раньше. Например, после недавнего саммита НАТО, где партнёры из-за океана предложили вопрос об энергетической безопасности Европы сделать предметом компетенции Североатлантического альянса. И если ограничиваются поставки газа какой-либо стране Европы, рассматривать это как нападение на союзника. Но зачем ждать нападения? Надо действовать упреждающе. И вот американский сенатор Лугар относит к числу тех, в отношении кого союз НАТО должен принимать меры, государства, «ограничивающие иностранные инвестиции». Это до чего же он за нас беспокоится, чтобы мы не остались без инвестиций!

Но и мы в альтруизме не отстаём, беспокоимся за белорусов: не какой-то там «Газпром», а сам президент решает вопрос о наших инвестициях в «Белтрансгаз». И всё потому, что понимаем, как нужны наши денежки для их развития, буквально насильно пытаемся их впихнуть. А не будут брать – отключим пул (кремлёвский).

И всё бы ничего, если бы наблюдать за этим откуда-нибудь из Австралии или Бразилии. Но изнутри страны вся эта вакханалия обнаглевших от безнаказанности наших и заокеанских сторонников демьяновой ухи выглядит совсем не смешно. И самое печальное, что в Белоруссии при всех сложностях ситуации, хотя бы ясно, кто свой, а кто чужой. У нас же в России этот главный код распознавания утерян, а точнее, искусно подменён.

И что в такой ситуации делать тому, кто за свою страну?

Например, принимается закон, позволяющий президенту вводить экономические санкции против других стран. Как нам ни отвратительна нынешняя чрезвычайно коррумпированная власть, отказывать ей в праве иметь козыри в мировой игре неуместно. Мы ведь не выступаем за поражение в войне своего правительства?

Но, с другой стороны, что мы скажем, если первым кандидатом на наши санкции окажется Белоруссия – как не слишком приветливая к российским инвестициям в «Белтрансгаз»?

Для демократического государства ответ очевиден: инструмент президенту надо дать, но под контролем общества. Самые, что называется, азы можно списать с учебника. Но что делать, если парламент сразу, ещё при принятии закона, отказывается от права контролировать действия главы государства? А общество подобным не озадачивается и по основным СМИ обсуждается лишь один вопрос: не устарел ли инструмент экономических санкций и не противоречит ли он либерализму… Точнее, тому специфическому экспортному варианту либерализма, за который так бьются наши правые, ныне празднующие победу: не просто 16 процентов на выборах в Пермском крае, но, главное, больше, чем у КПРФ.

Всех поздравляю. Остается элементарно посчитать, сколько раз за прошедший месяц лидер СПС Н. Белых участвовал во всевозможных телешоу. Сравнимо лишь с представителями «партии власти» – так те и набрали вдвое больше. И даже несмотря на то, что в большинстве дискуссий лидер правых явно проигрывал оппонентам, тем не менее в нашей намеренно развиваемой дезориентированности масс узнаваемость – фактор не последний. В общем, на эту победу всё наше телевидение поработало, и день этой победы правых над левыми мог бы у нас стать ещё одним государственным праздником. В полном соответствии с провозглашённым ещё более десяти лет назад лозунгом: «Коррупция – против коммунизма».

Победа тем слаще, что достигнута, несмотря на происки врагов-отравителей. Кто же эти враги? Сам Егор Гайдар заявляет, что его отравили противники нормальных отношений между Россией и Западом. При всём сочувствии к пострадавшему, невольно хочется переспросить: так Гайдар у нас здесь кто – посол США или ЕС? Если так, то намерения отравителей и заявление пострадавшего понятны. Но у официальных послов, как выясняется, другие фамилии. А этот наш бывший премьер, надо понимать, что-то типа «посла доброй воли». Чьей воли? Да тех, кто за регулирование инвестиций к нам при помощи НАТО. Сам проболтался, за язык никто не тянул.

На этом фоне в Кремле собирают лидеров политических партий на предмет пресечения экстремизма. Вроде как давайте договоримся: мы передёргиваем, причём даже не под столом, а у всех на глазах. Или даже ладно, что уж тут лицемерить, просто сдаём все козыри себе, но вы нам не мешаете, сидите тихо. Иначе – экстремизм.

И телевизионные манипуляторы общественным мнением тут же подхватывают борьбу против «экстремизма», напоминают о смерти семьи священника в тверском селе и ставят вопрос ребром: так что же происходит с нашим обществом?

А ведь ответ известен: что провоцируете, то и происходит.

Комментариев нет: