[Это вторая половина статьи "Санкции против Ирана и наступление на либерализм" — boldyrev-info]
ЦИТАТЫ ИЗ ТЕКСТА СТАТЬИ:
"...Западный либерализм интенсивно дискредитирует себя сейчас своей реальной практикой в глазах всего окружающего мира. ...Критика нами западной системы возможна и уместна с двух позиций.
Первое: это не идеал и, более того, явственны признаки деградации. То есть, далеко не все оттуда надо и допустимо перенимать.
И второе: ...перенимать у них можно только и исключительно то, что мы сами видим ценного, но ни в коем случае не то, что они нам советуют.
Казалось бы, исчерпывающе ясно. Ни низкопоклонства, ни огульного отрицания."
"...Есть ли в коммунистической идее здравое зерно, которое может быть почерпнуто и использовано? Безусловно, есть. Есть ли в ней опасности, подводные камни, возможность вульгарного толкования и антисоциальной практики? Тоже есть... Но когда нынешняя западная вульгарно либеральная «общественность» стремится поставить на одну доску идеи коммунизма и национал-социализма, это заведомая спекуляция – исходное идейное содержание по своему смыслу совершенно противоположно. "
"...Надо помнить, что идеи либерализма рождались в противовес не соборности и общинности, но в противовес феодальному произволу и диктату, лишь прикрываемому якобы общим благом, реализуемым монархом. Вплоть до «права первой ночи» как концентрированного выражения этого якобы «общего блага»..."
"...Так давайте «отличать зерна от плевел», в частности, от нынешних наших вульгарных либералов отличать тех, кто сотни лет назад мужественно противостоял праву «первой ночи», и «с водой не выплескивать и ребенка»..."
Первое: это не идеал и, более того, явственны признаки деградации. То есть, далеко не все оттуда надо и допустимо перенимать.
И второе: ...перенимать у них можно только и исключительно то, что мы сами видим ценного, но ни в коем случае не то, что они нам советуют.
Казалось бы, исчерпывающе ясно. Ни низкопоклонства, ни огульного отрицания."
"...Есть ли в коммунистической идее здравое зерно, которое может быть почерпнуто и использовано? Безусловно, есть. Есть ли в ней опасности, подводные камни, возможность вульгарного толкования и антисоциальной практики? Тоже есть... Но когда нынешняя западная вульгарно либеральная «общественность» стремится поставить на одну доску идеи коммунизма и национал-социализма, это заведомая спекуляция – исходное идейное содержание по своему смыслу совершенно противоположно. "
"...Надо помнить, что идеи либерализма рождались в противовес не соборности и общинности, но в противовес феодальному произволу и диктату, лишь прикрываемому якобы общим благом, реализуемым монархом. Вплоть до «права первой ночи» как концентрированного выражения этого якобы «общего блага»..."
"...Так давайте «отличать зерна от плевел», в частности, от нынешних наших вульгарных либералов отличать тех, кто сотни лет назад мужественно противостоял праву «первой ночи», и «с водой не выплескивать и ребенка»..."
[Первую половину статьи см. здесь: "Санкции против Ирана..." — boldyrev-info]
...Немного о соборности и либерализме, на дискуссию о чем нас упорно стараются свернуть некоторые наши комментаторы. Что ж, спасибо им за это – тема того стоит.
Конечно, тем, для кого авторитеты незыблемы, и для кого были или есть люди, которые уже раньше все проанализировали, додумали, сформулировали, жить легче: обращайся к авторитетам, цитируй их, и все ясно. Но только почему-то ни одна готовая конструктивная идеология, казалось бы, в общем и целом вполне подходящая нам, тем не менее, в общественном сознании верх упорно не берет. И даже многие наши читатели-комментаторы, будучи, зачастую, согласны в чем-то главном, в неприемлемости нынешней идеологии строительства государства и практики организации жизни, тем не менее, иногда больше стремятся найти то, что нас все же разъединяет. Но в этом ли, пусть не соборность, но подлинное стремление к единению?
Например, и здесь мы отталкиваемся от основной темы статьи, западный либерализм интенсивно дискредитирует себя сейчас своей реальной практикой в глазах всего окружающего мира. Это касается и практического попустительства реальному оружию массового уничтожения в Афганистане – массовому производству наркотиков. Это касается и двойных стандартов в отношении Ирана и Израиля. Наконец, вся «свобода торговли», механизм подмены производительной экономики финансово-манипулятивной и, в конечном счете, вылезшая на свет Божий фактическая глобальная мировая финансовая пирамида. Как ни крути, приходится признать, что в значительной части уже и западного общества идеи паразитизма как-то исподволь взяли верх над идеями созидания. Деградация западной культуры совершенно недвусмысленно проявляется и в упорном, каком-то просто мазохистском насаждении гомосексуализма и некоего равенства биологической нормы и отклонения в этом вопросе… Много претензий здесь можно предъявить вполне обоснованно. Но!
А на себя-то мы смотрим? Насколько мы оголтело воспринимаем и впитываем все самое худшее, самые отходы этой, согласимся, весьма несовершенной цивилизации, но доводим именно эти отходы до абсолюта как чуть ли не нормы нашей жизни? То есть, критика нами западной системы возможна и уместна с двух позиций.
Первое: это, конечно, еще не идеал и, более того, явственны признаки деградации. То есть, далеко не все оттуда надо и допустимо перенимать.
И второе: это цивилизация чрезвычайно эгоцентричная, реально стремящаяся все и вся подмять под себя, господствовать, и потому перенимать у них можно только и исключительно то, что мы сами видим ценного, но ни в коем случае не то, что они нам советуют.
Казалось бы, исчерпывающе ясно. Ни низкопоклонства, ни огульного отрицания.
Но вот ставится вопрос о некоей ущербности всей изначальной системы ценностей западного либерализма, на которой построено все, а коли система изначально ущербна, то, вроде как, даже и лучшее из нее брать нельзя, потому что в комплексе, в совокупности все равно получится ущербность. Казалось бы, логично. Но только кто и где доказал, что вся жизнь этой безусловно великой цивилизации строится исключительно на этих догматах, пусть кем-то даже и так сформулированных?
То же касается и более конкретно либерального мировоззрения. Но оттолкнусь от мировоззрения другого – коммунистического. Одни выделяют в нем как главное стремление освободить человека от зависимости от собственности или ее отсутствия, от стяжательства личной материальной выгоды, от принципиального изначального неравенства людей в силу получения или неполучения наследства, в том числе, нерукотворного (прежде всего, земли), наконец, от кабалы в силу внешних условий, изначально от конкретного человека не зависевших. Разве это плохо? Но другие выделяют, прежде всего, запрет людям иметь частную собственность на средства производства, в том числе, рукотворные, принципиальную, более жесткую зависимость индивидуума от общества, каковое далеко не всегда представляет собой идеал, распределительный характер экономических и социальных отношений, плодящий жуткую бюрократию, насильственный метод преобразования общества, оборачивающийся на практике кровавыми гражданскими войнами, и идею диктатуры одного класса над остальными, в свою очередь на практике также создающий новое, обратное прежнему неравенство (по классовому происхождению), наконец, кощунственное, с их точки зрения, по самой своей идее строительство «рая на земле» (вместо концентрации внимания на будущем рае небесном)… Но каков же вывод? Есть ли в коммунистической идее здравое зерно, которое может быть почерпнуто и использовано? Безусловно, есть. Есть ли в ней опасности, подводные камни, возможность вульгарного толкования и антисоциальной практики? Тоже есть, достаточно, как яркий пример, вспомнить опыт Камбоджи. Но когда нынешняя западная вульгарно либеральная «общественность» стремится поставить на одну доску идеи коммунизма и национал-социализма, это заведомая спекуляция – исходное идейное содержание по своему смыслу совершенно противоположно.
Но аналогично ведь и с идеями либерализма.
Раскручивая сейчас в СМИ неприятие идей либерализма в нашем обществе, но одновременно следуя в фарватере мировых глобально-либералистских сил, как это и проявилось сейчас на примере согласия с санкциями против Ирана, а также, что немало важно, всячески давая внутри страны дорогу под вывеской либерализма лишь его самому вульгарному варианту и самым уже просто неприличным носителям, власть ведь вовсе не стремится защитить нас от вульгарного индивидуализма, тупиковости эгоцентричного сценария жизни (с собой в гроб ничто не возьмешь, а никаких других смыслов, сочувствия и сопереживания другим все равно нет). Власть боится нашего индивидуального самосознания и права на самостоятельный выбор жизненного пути, стремится не допустить (и пока вполне успешно) альтернативной ей самоорганизации, пытается прикрыть принципиальную несправедливость нынешней организации всей нашей жизни и таким образом защитить классово ей близких – паразитический слой нынешних сверхкрупных собственников.
Надо помнить, что идеи либерализма рождались в противовес не соборности и общинности, но в противовес феодальному произволу и диктату, лишь прикрываемому якобы общим благом, реализуемым монархом. Вплоть до «права первой ночи» как концентрированного выражения этого якобы «общего блага». Всмотритесь в своего мэра, губернатора и выше, и только представьте себе, что под предлогом общего блага вашу невесту положено им предварительно дать попробовать – какая у вас будет реакция? И не востребуете ли вы в этом случае идеологию, смысл которой в том, что общее благо не в противовес частному, но складывается из частных? И разве тогда идеи либерализма не несли в себе общественный прогресс?
В принципиально отличной же роли наследники этих идей, да еще и монополизировавшие право на это наследие, выступают тогда, когда противопоставляют либерализм не феодализму, а социализму, причем не только в советском его варианте, но даже и в мягком – социал-демократическом или солидаристском (что, в общем-то, по сути примерно одно и то же). Эти неолибералы где-то искренне акцентируют внимание на вредности для экономики и общества бюрократизации, естественно и неминуемо связанной с перераспределительной ролью государства, а где-то и выступают прямыми агентами интересов транснациональных корпораций, заинтересованных в дальнейшем выходе из под контроля и регулирования со стороны обществ и государств. О последних, то есть элементарно продажных, выступающих за общее «уменьшение» государства и его вообще отказ от регулирования экономики, вплоть до отказа даже и вообще от антимонопольного законодательства (недавно от одного «научного» сотрудника Академии народного хозяйства при Правительстве слушатели популярного радио даже и такое могли услышать) и говорить нечего. Плодом именно их идейной и организационной работы являются, в частности, ныне упорно внедряемые на Западе и у нас так называемые «накопительные» (на деле – финансово-спекулятивные и фактически мошеннические по отношению к будущим пенсионерам) пенсионные схемы… Но есть и искренние критики с либеральных позиций «зашкаливающей» социальности, и они, зачастую, своей критикой несут и определенную пользу, особенно там, где выступают против механизмов не универсального регулирования, но персонифицированного вмешательства государства в те сферы экономики, в которых таковое абсолютно не требуется (персональные раздачи квот, лицензий, преимущественных прав и т.п.).
И, опять же, одно дело, когда они выступали против зашкаливавшей бюрократизации и социального иждивенчества, когда это действительно было налицо, и совсем другое дело, когда они же выступают за дальнейшую десоциализацию общества и государства сейчас (когда мы в этом смысле в Европе уже точно – островок дикости и варварства, просто вопиющей антисоциальности), в частности, не мытьем так катанием, несмотря на все разлагольствования про «модернизацию», тем не менее, пытаются реализовать переход на платность образовательных «услуг»…
Говорю все это не для того, чтобы кого-либо переспорить и доказать, что либерализм – это хорошо или плохо. Но не стоит нам, если хотим понять, что нужно в стране делать, цепляться друг к другу за термины, которые мы окрашиваем каждый по-своему – потому что, в зависимости от места и времени, естественно, наделяем их различным содержанием - идеального-то определения нет. Сегодня же ряд терминов, таких, в частности, как «демократия» и «либерализм», в том числе, в силу монополизации этих терминов далеко не лучшими социальными силами и пропагандистами далеко не лучших вариантов этих идей, в глазах масс населения оказались совершенно необоснованно дискредитированы. Но на пользу ли это нам?
Так давайте «отличать зерна от плевел», в частности, от нынешних наших вульгарных либералов отличать тех, кто сотни лет назад мужественно противостоял праву «первой ночи», и «с водой не выплескивать и ребенка».
Будет у нас у самих в головах порядок, может быть, сумеем со временем добиться того, чтобы наша страна не выступала больше в столь, мягко говоря, двусмысленной роли, как ныне.
Конечно, тем, для кого авторитеты незыблемы, и для кого были или есть люди, которые уже раньше все проанализировали, додумали, сформулировали, жить легче: обращайся к авторитетам, цитируй их, и все ясно. Но только почему-то ни одна готовая конструктивная идеология, казалось бы, в общем и целом вполне подходящая нам, тем не менее, в общественном сознании верх упорно не берет. И даже многие наши читатели-комментаторы, будучи, зачастую, согласны в чем-то главном, в неприемлемости нынешней идеологии строительства государства и практики организации жизни, тем не менее, иногда больше стремятся найти то, что нас все же разъединяет. Но в этом ли, пусть не соборность, но подлинное стремление к единению?
Например, и здесь мы отталкиваемся от основной темы статьи, западный либерализм интенсивно дискредитирует себя сейчас своей реальной практикой в глазах всего окружающего мира. Это касается и практического попустительства реальному оружию массового уничтожения в Афганистане – массовому производству наркотиков. Это касается и двойных стандартов в отношении Ирана и Израиля. Наконец, вся «свобода торговли», механизм подмены производительной экономики финансово-манипулятивной и, в конечном счете, вылезшая на свет Божий фактическая глобальная мировая финансовая пирамида. Как ни крути, приходится признать, что в значительной части уже и западного общества идеи паразитизма как-то исподволь взяли верх над идеями созидания. Деградация западной культуры совершенно недвусмысленно проявляется и в упорном, каком-то просто мазохистском насаждении гомосексуализма и некоего равенства биологической нормы и отклонения в этом вопросе… Много претензий здесь можно предъявить вполне обоснованно. Но!
А на себя-то мы смотрим? Насколько мы оголтело воспринимаем и впитываем все самое худшее, самые отходы этой, согласимся, весьма несовершенной цивилизации, но доводим именно эти отходы до абсолюта как чуть ли не нормы нашей жизни? То есть, критика нами западной системы возможна и уместна с двух позиций.
Первое: это, конечно, еще не идеал и, более того, явственны признаки деградации. То есть, далеко не все оттуда надо и допустимо перенимать.
И второе: это цивилизация чрезвычайно эгоцентричная, реально стремящаяся все и вся подмять под себя, господствовать, и потому перенимать у них можно только и исключительно то, что мы сами видим ценного, но ни в коем случае не то, что они нам советуют.
Казалось бы, исчерпывающе ясно. Ни низкопоклонства, ни огульного отрицания.
Но вот ставится вопрос о некоей ущербности всей изначальной системы ценностей западного либерализма, на которой построено все, а коли система изначально ущербна, то, вроде как, даже и лучшее из нее брать нельзя, потому что в комплексе, в совокупности все равно получится ущербность. Казалось бы, логично. Но только кто и где доказал, что вся жизнь этой безусловно великой цивилизации строится исключительно на этих догматах, пусть кем-то даже и так сформулированных?
То же касается и более конкретно либерального мировоззрения. Но оттолкнусь от мировоззрения другого – коммунистического. Одни выделяют в нем как главное стремление освободить человека от зависимости от собственности или ее отсутствия, от стяжательства личной материальной выгоды, от принципиального изначального неравенства людей в силу получения или неполучения наследства, в том числе, нерукотворного (прежде всего, земли), наконец, от кабалы в силу внешних условий, изначально от конкретного человека не зависевших. Разве это плохо? Но другие выделяют, прежде всего, запрет людям иметь частную собственность на средства производства, в том числе, рукотворные, принципиальную, более жесткую зависимость индивидуума от общества, каковое далеко не всегда представляет собой идеал, распределительный характер экономических и социальных отношений, плодящий жуткую бюрократию, насильственный метод преобразования общества, оборачивающийся на практике кровавыми гражданскими войнами, и идею диктатуры одного класса над остальными, в свою очередь на практике также создающий новое, обратное прежнему неравенство (по классовому происхождению), наконец, кощунственное, с их точки зрения, по самой своей идее строительство «рая на земле» (вместо концентрации внимания на будущем рае небесном)… Но каков же вывод? Есть ли в коммунистической идее здравое зерно, которое может быть почерпнуто и использовано? Безусловно, есть. Есть ли в ней опасности, подводные камни, возможность вульгарного толкования и антисоциальной практики? Тоже есть, достаточно, как яркий пример, вспомнить опыт Камбоджи. Но когда нынешняя западная вульгарно либеральная «общественность» стремится поставить на одну доску идеи коммунизма и национал-социализма, это заведомая спекуляция – исходное идейное содержание по своему смыслу совершенно противоположно.
Но аналогично ведь и с идеями либерализма.
Раскручивая сейчас в СМИ неприятие идей либерализма в нашем обществе, но одновременно следуя в фарватере мировых глобально-либералистских сил, как это и проявилось сейчас на примере согласия с санкциями против Ирана, а также, что немало важно, всячески давая внутри страны дорогу под вывеской либерализма лишь его самому вульгарному варианту и самым уже просто неприличным носителям, власть ведь вовсе не стремится защитить нас от вульгарного индивидуализма, тупиковости эгоцентричного сценария жизни (с собой в гроб ничто не возьмешь, а никаких других смыслов, сочувствия и сопереживания другим все равно нет). Власть боится нашего индивидуального самосознания и права на самостоятельный выбор жизненного пути, стремится не допустить (и пока вполне успешно) альтернативной ей самоорганизации, пытается прикрыть принципиальную несправедливость нынешней организации всей нашей жизни и таким образом защитить классово ей близких – паразитический слой нынешних сверхкрупных собственников.
Надо помнить, что идеи либерализма рождались в противовес не соборности и общинности, но в противовес феодальному произволу и диктату, лишь прикрываемому якобы общим благом, реализуемым монархом. Вплоть до «права первой ночи» как концентрированного выражения этого якобы «общего блага». Всмотритесь в своего мэра, губернатора и выше, и только представьте себе, что под предлогом общего блага вашу невесту положено им предварительно дать попробовать – какая у вас будет реакция? И не востребуете ли вы в этом случае идеологию, смысл которой в том, что общее благо не в противовес частному, но складывается из частных? И разве тогда идеи либерализма не несли в себе общественный прогресс?
В принципиально отличной же роли наследники этих идей, да еще и монополизировавшие право на это наследие, выступают тогда, когда противопоставляют либерализм не феодализму, а социализму, причем не только в советском его варианте, но даже и в мягком – социал-демократическом или солидаристском (что, в общем-то, по сути примерно одно и то же). Эти неолибералы где-то искренне акцентируют внимание на вредности для экономики и общества бюрократизации, естественно и неминуемо связанной с перераспределительной ролью государства, а где-то и выступают прямыми агентами интересов транснациональных корпораций, заинтересованных в дальнейшем выходе из под контроля и регулирования со стороны обществ и государств. О последних, то есть элементарно продажных, выступающих за общее «уменьшение» государства и его вообще отказ от регулирования экономики, вплоть до отказа даже и вообще от антимонопольного законодательства (недавно от одного «научного» сотрудника Академии народного хозяйства при Правительстве слушатели популярного радио даже и такое могли услышать) и говорить нечего. Плодом именно их идейной и организационной работы являются, в частности, ныне упорно внедряемые на Западе и у нас так называемые «накопительные» (на деле – финансово-спекулятивные и фактически мошеннические по отношению к будущим пенсионерам) пенсионные схемы… Но есть и искренние критики с либеральных позиций «зашкаливающей» социальности, и они, зачастую, своей критикой несут и определенную пользу, особенно там, где выступают против механизмов не универсального регулирования, но персонифицированного вмешательства государства в те сферы экономики, в которых таковое абсолютно не требуется (персональные раздачи квот, лицензий, преимущественных прав и т.п.).
И, опять же, одно дело, когда они выступали против зашкаливавшей бюрократизации и социального иждивенчества, когда это действительно было налицо, и совсем другое дело, когда они же выступают за дальнейшую десоциализацию общества и государства сейчас (когда мы в этом смысле в Европе уже точно – островок дикости и варварства, просто вопиющей антисоциальности), в частности, не мытьем так катанием, несмотря на все разлагольствования про «модернизацию», тем не менее, пытаются реализовать переход на платность образовательных «услуг»…
Говорю все это не для того, чтобы кого-либо переспорить и доказать, что либерализм – это хорошо или плохо. Но не стоит нам, если хотим понять, что нужно в стране делать, цепляться друг к другу за термины, которые мы окрашиваем каждый по-своему – потому что, в зависимости от места и времени, естественно, наделяем их различным содержанием - идеального-то определения нет. Сегодня же ряд терминов, таких, в частности, как «демократия» и «либерализм», в том числе, в силу монополизации этих терминов далеко не лучшими социальными силами и пропагандистами далеко не лучших вариантов этих идей, в глазах масс населения оказались совершенно необоснованно дискредитированы. Но на пользу ли это нам?
Так давайте «отличать зерна от плевел», в частности, от нынешних наших вульгарных либералов отличать тех, кто сотни лет назад мужественно противостоял праву «первой ночи», и «с водой не выплескивать и ребенка».
Будет у нас у самих в головах порядок, может быть, сумеем со временем добиться того, чтобы наша страна не выступала больше в столь, мягко говоря, двусмысленной роли, как ныне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий